Уроки алхимии: металлический блеск на ткани | Шить просто — Выкройки-Легко.рф

Уроки алхимии: металлический блеск на ткани

Особенности нанесения потали на деним и трикотаж.
Металлические отблески, появившиеся в коллекциях ведущих Домов моды лет 10 назад и продолжавшие активно мерцать вплоть до прошлого года, не сразу оставили след в душах и на одежде обычных модниц. Но, как это часто бывает, стоило модной индустрии немного ослабить хватку, у широких масс сразу возникла потребность в посеребренных свитерах и золоченных джинсах. 
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Коллекция Alberta Ferretti осень-зима 2022-2023

Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Золотые брюки из коллекции 2024 г. Оскара де ла Рента

Конечно, профессионалы достигают нужного эффекта благородных и не очень металлов нанесением полимерной пленки, используя специальное оборудование. Обычным смертным такие технологии недоступны. Талантливые самоучки осваивают нанесение на деним и трикотаж потали, которая без ограничений продается на маркетплейсах и в магазинах для художников.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Что такое поталь?

Поталь — это материал, использующийся для имитации золота или серебра на дереве, гипсе, стекле или загрунтованном холсте. В его состав могут входить аллюминий, медь, олово или цинк, Есть и вовсе варианты не содержащие металлы.
В художественных салонах поталь можно встретить в листах, рулонах, в виде воска, крошки, пасты, а также в жидком состоянии.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Наносится поталь всегда на специальный клей, а потом закрепляется лаком. Без клея материал не может зафиксироваться на поверхности, а без лака металлосодержащий слой начинает окисляться и через какой-то промежуток времени меняет цвет, приобретая зеленоватые, а иногда бурые оттенки. Тогда об эстетике можно забыть.

Эффект металлических пятен на дениме

О декорировании текстиля поталью изначально речи не шло. Только под давлением модниц представители некоторых торговых марок, реализующих товары для творчества, попытались самостоятельно апробировать её для тканей.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Для джинса они обычно выбирают трансферную поталь. В отличие от других, такая металлизированная фольга нанесена на прозрачную пленку, а значит с ней удобнее работать. Продается она в листах и рулонах длиной до 1 м.
Преимущества трансферной потали: 
  • обрывки и крошки не рассыпаются; 
  • лучше других удерживается на текстиле;
  • серебрение или золочение можно проводить и фрагментарно, и покрывать сплошным слоем большие поверхности. 
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Процесс нанесения трансферной потали на джинсы по технологии от компании «ТАИР»:
1. Перед началом работы под ткань укладывается подложка, к примеру, плотная бумага или картон.
2. На нужный участок кистью наносится специальный клей для потали «ТАИР». При необходимости, его можно заменить на декупажный от того же производителя, он не менее эластичный и подходит для стрейчевых тканей.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

3. На давая клею высохнуть, к нему сразу же прикладывается лист потали зеркальной поверхностью вверх.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

4. Сверху укладывается лист пергамента (обычной бумаги для выпекания).
5. Получившийся «пирог» приутюживается. Режим нагревания выбирается средний, пар не используется. Чем сильнее будет надавливание на поталь, тем лучше и равномернее она приклеится.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

6. Затем пленку следует снять. Там где поталь успешно закрепилась, останутся красивые зеркальные полосы и пятна.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Без сомнения, чтобы овладеть техникой сплошного нанесения фольги, нужна тренировка. Сложность состоит в том, что клей быстро впитывается в ткань, а из-за толщины швов невозможно равномерно распределить усилие. В результате нужный эффект за один прием достигается редко. Но для золочения или серебрения швов, карманов, отдельных участков изделия такой способ подходит, как нельзя лучше.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Мелкие детали с зеркальным эффектом на дениме

Достичь четких контуров при работе с поталью пока удается только на крупных рисунках, не имеющих тонких линий. «ТАИР» пробовал свои силы на звездочках, используя классическую технологию нанесения «свободной» металлизированной фольги.
Процесс нанесения потали на деним без использования утюга:
По трафарету плотным слоем наносится клей для потали. После того, как он подсохнет, станет прозрачным и при этом сохранит эффект прилипания, на нужный участок накладывается фольга и пальцами вдавливается в ткань.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Нанесение клея и проверка на "прилипание"

Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Вдавливание потали в ткань и готовый результат после высыхания

Классический метод позволяет добиться четкого рисунка. Однако, чтобы звездочка или сердечко не превратилась в тыкву,  рисунок необходимо покрыть закрепляющим лаком для потали,  а затем отложить изделие для высыхания на 6-7 дней. И уже после недельной выдержки его можно смело носить, не переживая за последствия.
Нанесение металлизированной фольги с помощью клея и закрепляющего лака возможно и на других плотных тканях, где достаточно высок процент содержания хлопка. 
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Для декорирования диванной наволочки листы потали укладывались на толстом слое клея, без использования утюга. После длительной сушки в таком состоянии - от 2 до 6 часов, снимался пленочный слой и рисунок покрывался фиксирующим лаком. Фото из открытых источников сети интернет.

Поталь на трикотаже

Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

фото из открытых источников сети интернет

Основные материалы для тонирования майки из трикотажа: тонкая листовая поталь, клей, фиксирующий лак. Клей и лак лучше применять от одного и того же производителя, так можно не переживать за их совместимость.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Как и в случае с денимом, процесс нанесения металлизированной фольги на трикотаж включает в себя несколько этапов. Екатерина Ходос с своей школе шитья khodos-school предлагает своим ученикам использовать следующую последовательность:
1. Нанесение клея, затем 5 минут ожидания для его подсыхания.
2. Закрепление потали на поверхности.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Нанесение потали кистью и закрепление потали обратным концом кисти через полиэтилен

3. Проутюживание затонированной майки через пергамент и очередная сушка.
4. Удаление излишков потали жесткой кистью.
5. Закрепление поверхности 2-мя тонкими слоями лака. Пауза между нанесением лака 40 мин.
6. После завершения работы следует длительная сушка.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Покрытие затонированной майки лаком и готовый результат после сушки. 

Некоторым мастерам в домашних условиях удалось применить поталь не только для тонирования кулирки, но и для свитеров ручной вязки. Однако, это уже совсем не швейная история. 

Тонкости процесса и эксплуатации 

  • Значительное увеличение количества клея при покрытии поталью джинсов — не выход из ситуации, т.к. при высыхании изделие теряет эластичность и становится похожим по своим свойствам на картон.
  • Некоторые знатоки потали наносят клей не на ткань, а на саму фольгу. Пишут, что таким образом удается экономить расход материалов и гарантировать максимальное скрепление фольги и денима.
  • Незакрепленная фиксирующим лаком металлизированная поверхность может со временем потускнеть. На предметах мебели результаты окисления становятся заметны через лет 7, но для вещей, которые регулярно подвергаются стирке и сушке под лучами солнца эти процессы, несомненно, протекают гораздо быстрее. Однако назвать точные цифры сейчас сложно, ведь кустарное использование металлосодержащей фольги на текстиле началось сравнительно недавно.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Фото из открытых источников сети Интернет

  • На незафиксированной лаком тонировке поталь быстро смывается, а оставшаяся под ней клеевая основа продолжает выполнять свою функцию, собирая пыль и приклеивая к себе мелкий мусор.
  • Надо быть готовым, что после процесса тонирования на тонком дениме остаются заметны «непрокрашенные» участки с нанесенным клеем. Они выглядят, словно увлажненная ткань. Расстраиваться не стоит, пятна выводятся за несколько стирок. На толстом джинсе подобных недоразумений не возникает.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

  • На стрейчевых джинсах, покрытых металлизированной фольгой, после стирки и глажки могут образоваться небольшие продольные трещины. 
  • Излишки потали, лишние прокрасы, смазанные края в затонированном изделии полностью смываются специальным растворителем. Если клей и лак использовались на водной основе, то и растворитель дожен быть на водной основе. Если на спиртовой, то и растворитель понадобится спиртовой. 
  • Для вещей с нанесенной поталью рекомендуется ручная или деликатная стирка при 30°C, не более 15 минут, без замачивания. Одежда должна быть вывернута на изнанку. Допускается использование порошка, 
  • Утюжить вещи с поталью необходимо только с изнаночной стороны.
Уроки алхимии: металлический блеск на ткани фото

Фото из открытых источников сети Интернет

Насколько затратны подобные технологии и стоит ли овчинка выделки? Судить вам. 
26.03.2024
1 комментариев
Читайте также