Урок по моделированию: Выкройка платья в клетку

Купить выкройкуИнструкция по распечатке выкроек и пошиву

Доброго времени суток, дорогие читательницы! Сегодня мы приглашаем вас сшить женственное платье из ткани в клетку. Мы совершим небольшой экскурс в историю «шотландки», а также расскажем об особенностях раскроя изделий из этой ткани. А еще у вас появится возможность опробовать сразу несколько наших онлайн-генераторов базовых выкроек. Добро пожаловать на наш очередной урок по моделированию!

Вы можете купить готовые выкройки этого платья (размеры 42 - 52)

 

Клетка – пожалуй, один из самых распространенных узоров, который практически никогда не выходит из моды. Она делит почетные места среди наиболее популярных мотивов для тканей с «горошком» и полоской и то и дело занимает лидирующие позиции.

Дом Chanel знаменит своими костюмами из клетчатой ткани букле, многим запомнилась яркая клетчатая коллекция 2006 года от Alexander McQueen. Именитые дизайнеры с удовольствием интерпретируют клетчатые мотивы!

(фото с сайта www.pinterest.com)

Клетчатая ткань, именуемая в народе «шотландкой», прочно ассоциируется у нас с нарядом горцев с туманного Альбиона. Сами шотландцы называют эту разновидность ткани «тартан» и по праву гордятся этой национальной одеждой. Да-да, ведь сама эта ткань, так же как и тоги у древних греков и римлян, или сари у индианок, относится к драпируемому виду одежды. Кусок клетчатой материи накидывали на плечи как плед, либо оборачивали вокруг бедер, формируя складки, фиксировали ремнем, а остатки ткани закидывали на плечо. Из этого вида одежды позже, уже в начале 18 века появился килт – то есть уже сшитая «юбка» со складками.

Тартан, безусловно, является одним из наиболее древних рисунков на ткани. Хотя бы потому, что для появления «горошка», о котором мы с вами уже говорили, необходимо было как минимум изобретение станка для печатания тканей. А узор, образующий клетку возник естественным образом в процессе ткачества: при переплетении продольных и поперечных нитей, окрашенных в разные цвета.

При этом цвет тартана изначально определял принадлежность к тому или иному клану. Поскольку нити для тартана окрашивались природными красителями, в основном растительного происхождения, их цвета различались в зависимости от региона произрастания сырья для этих красителей. В средневековой Шотландии в каждом регионе правил свой клан, таким образом, по цвету тартана легко можно было отличить «своего» от чужака. И в настоящее время существует так называемый Шотландский Регистр Тартанов, где каждый желающий может зарегистрировать свой собственный тартан – теперь уже не обязательно клановый, а, например, корпоративный.

А вот и «рейтинг» наиболее популярных тартанов. Одной из наиболее распространенных расцветок является, пожалуй, «Королевский Стюарт» (Royal Stewart) - официальный тартан королевской семьи. Популяризации этого тартана поспособствовало возникновение стиля панк в 1970 годах, который широко использовал этот мотив и интерпретировал его в революционном ключе. Эта расцветка и по сей день не сходит с подиумов, пример тому – Сара Джессика Паркер в платье от Alexander McQueen. Также одним из самых копируемых  «шотландских узоров» является тартан фирмы Burberry. Эта расцветка, которой уже более 90 лет, изначально использовалась для подкладки знаменитых тренчкотов марки, и вскоре стала ее узнаваемым символом. Ну, а замыкает «тройку лидеров» тартан «Ночной Дозор» (Black Watch), принадлежащий Королевскому Шотландскому Полку. Очаровательная Кейт Миддлтон в платье этой расцветки – и снова от истинного сына земли Британской, гениального Александра Мак Куина!

(фото с сайтов https://www.tartans.scotland.net/, https://scottish-tartanista.puttles.com/, https://www.thescotlandkiltcompany.co.uk/)

Последние два года дизайнеры вовсю эксплуатируют клетчатый узор! Причем используются самые разнообразные его варианты: не только разновидности тартанов, но и, например, клетку «виши» (мелкая сине-белая или красно-белая клетка), или орнамент «гусиная лапка». Предлагаем вам подборку моделей осеннее-зимнего сезона 2014-2015:

(фото с сайтов https://wardrobelooks.com/, https://www.fashionbashon.com/, https://www.vogue.it/ )

В какой мере использовать клетчатый мотив – решать вам! Это может быть «клетчатый тотал лук», или же штрихи в деталях. Надеюсь, вас вдохновят эти яркие примеры уличной моды:

(фото с сайта https://secondstreet.ru/)

Ну, а теперь настало время приступить к «практической» части нашего урока! Еще раз внимательно рассмотрим наше платье от 9A Concept – особенности, детали, варианты…

Технический рисунок модели представлен ниже. Платье отрезное по линии талии с юбкой-солнце, талия подчеркнута дополнительным поясом. Постоянные подписчики нашего сайта уже могут узнать знакомые приемы моделирования, использованные в этом платье: рукав епископа, как в нашем недавнем уроке – только укороченный до локтя в данном случае, или защипы у горловины – как здесь.

технический рисунок платья в клетку

Итак, для моделирования этого чудесного платья нам понадобятся:

  • Базовая выкройка платья полуприлегающего силуэта, которую Вы можете сгенерировать  по собственным меркам здесь
  • Выкройка рукава, которую вы можете получить совершенно бесплатно по этой ссылке
  • Выкройка юбки-солнце, которую вы также можете получить, воспользовавшись нашим онлайн-генератором (Не спешите пока с заполнением мерок на этой странице! вместо полуобхвата талии нам понадобится внести в генератор измерение с чертежа платья)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИФА ПЛАТЬЯ

Шаг 1. Для начала сразу «избавьтесь» от нижней части выкройки. При этом можно удлинить лиф на 3-4 сантиметра – это нужно для того, чтобы лиф, драпирующийся мелкими складочками на талии у пояса,  сидел не «внатяг», а с небольшим напуском.

Шаг 2. Расширьте горловину полочки приблизительно на 4 см. Уже сейчас, пока мы не успели «раскромсать» нашу новую линию горловины, показанную на чертеже внизу зеленым цветом, вы можете нарисовать контуры обтачки горловины полочки шириной 3-4 см. Обтачка показана на чертеже розовым цветом.

Шаг 3. На новой линии горловины отметьте положение будущих защипов – первый на расстоянии около 2 см от линии середины полочки, второй – в трех сантиметрах от первого.

Шаг 4. Из намеченных точек построить перпендикуляры длиной по 6 см. Концы этих перпендикуляров соединить с вершиной нагрудной вытачки. По этим линиям, показанным на рисунке зеленым пунктиром, необходимо разрезать выкройку.

Шаг 5. Защипы у нашего платья на горловине не глубокие – достаточно раздвинуть части выкройки в месте каждого надреза на 3 см. Оформите новую линию горловины.

Шаг 6. В зависимости от величины нагрудной вытачки вашей индивидуальной выкройки-основы, после раздвижки выкройки в местах защипов, у вас может остаться небольшая часть нагрудной вытачки. Ее необходимо будет закрыть, переведя ее раствор вытачку по талии.

Ну, а вообще, не важно какой величины остаток вы переведете в талию – потому что талиевые вытачки нам все равно не пригодятся! Вместо них у нас будет сборка по линии талии.

Шаг 7. Чтобы узнать, насколько нам нужно удлинить линию талии, чтобы сделать по ней сборку, измерьте, какая длина по линии талии была на базовой выкройке (сумма участков a и b на рисунке) и увеличьте его как минимум в 1,5 раза (а лучше еще больше).

Вот и готова выкройка полочки лифа – она показана розовым цветом (показанные зеленым цветом части «старой» выкройки попадают в ее контур).

Защипы закладываются следующим образом: соответствующие друг другу точки совмещаются таким образом, чтобы «излишек» ткани был заложен в сторону изнанки, и слегка приутюживаются в сторону от центра полочки.

Теперь поработаем со спинкой!

Шаг 8. Расширим горловину спинки так же, как и на полочке.

Шаг 9. Разрежем выкройку, как показано на рисунке ниже, и закроем плечевую вытачку.

Шаг 10. После предыдущего шага наша выкройка значительно расширилась в области талии (увеличившуюся вытачку по талии мы, конечно же, учитывать не будем – она перейдет в сборку). Проверим, достаточное ли этого увеличение для образования сборки нужной «густоты». Измерьте расстояние по талии и, при необходимости, увеличьте его до нужной величины. Так же, как и на полочке, оно должно быть как минимум в 1,5 раза больше того, что было на базовой выкройке.

Выкройка спинки тоже готова и показана внизу зеленым цветом! Розовым цветом на ее фоне показана обтачка горловины спинки (она должна быть такой же ширины, что и обтачка для полочки).

МОДЕЛИРОВАНИЕ РУКАВА

Моделирование рукава осуществляется по аналогии с рукавом епископа для блузки из этого урока. Принцип тот же: разрезать выкройку вукава и развести на желаемую величину внизу. Отличие лишь в длине рукава.

Шаг 11. Укоротите выкройку рукава до линии локтя. Также вырежьте из выкройки рукава полоску ниже уровня локтя шириной  около 4 см – это будет заготовка для манжеты.

Шаг 12. Разделите рукав по ширине на 6 равных частей и разрежьте по намеченным линиям (разметки, показанные на рисунке слева пунктирными вертикальными линиями).

Шаг 13. Раздвиньте разрезанную заготовку рукава, как показано на рисунке справа. При необходимости сгладьте контуры оката в местах, где образовались изломы линии.

Шаг 14. Смоделируйте нижнюю линию рукава. Чтобы рукав имел красивую «пышность» внизу, необходимо добавить припуск на напуск, причем со стороны спинки этот припуск должен быть в два раза больше,  чем со стороны полочки.

Шаг 15. Смоделируйте манжету. Для этого разрежьте заготовку манжеты и немного раздвиньте ее в верхней части (к которой будет притачиватья нижний присобранный срез рукава). Манжета изготавливается двойной, поэтому для одного рукава нам понадобятся две детали манжеты.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮБКИ

Ну, это самая легкая часть нашего моделирования! А все благодаря тому, что на нашем сайте с недавних пор появился генератор выкройки юбки-солнце.

Напомним, что юбка-солнце представляет собой два соединенных полукруглых полотнища (реже - одно целое круглое полотнище) с выемкой для талии радиусом R. Чаще всего радиус выемки R определяется полуокружностью талии (равен величине этой мерки, деленной на 3,14). Так обстоит дело, если юбка «сидит» на талии. Но наша юбка имеет сборку по талии и пришивается к лифу.

Мы можем рассмотреть по фото, что сборка на юбке в этом платье гуще, чем сборка по талии на лифе. Если сборку на лифе мы проектировали в 1,5-1,8 раза больше полуобхвата талии (с прибавкой), то на юбке можно сделать ее в 1,8-2 раза больше полуобхвата талии. Не будет ошибкой и сделать равными талиевые срезы юбки и лифа. В месте их соединения прокладывается резинка, равномерно стягивающая одновременно сборки на лифе и юбке.

Итак, нам понадобится заполнить на странице генератора выкройки юбки-солнце следующие измерения:

  • Вместо «полуобхвата талии» внесите величину (a+b)*4 (удвоенная длина линии талии базовой выкройки). Или измерьте сумму длин талиевых срезов полочки и спинки и внесите это значение в поле «полуобхват талии» (в этом случае густота сборки по талии в верхней и нижней частях платья будет одинаковой).
  • Длина юбки – около 58 см, или до колена. Измерьте у себя точное значение желаемой длины, и не забудьте привлечь к этому процессу помощника!

Напомним, что долевая линия направлена вдоль с бокового среза юбки-солнце.

Так как платье имеет застежку в среднем шве спинки, то юбка будет состоять из трех деталей – переднего полотнища (полукруглого) и двух половинок заднего полотнища (две «четвертинки» круга).

Не забудьте наметить на боковом шве юбки вход во внутренний карман, расположенный в шве. Нарисуйте деталь мешковины кармана произвольной формы.

Все детали платья готовы. Дополнительно выкроите к платью пояс – прямоугольник шириной 4 см (плюс припуски на швы) и длиной, равной полуобхвату талии + прибавка на застежку (на пуговицы или  кнопки).

РАСКЛАДКА ДЕТАЛЕЙ НА ТКАНИ И РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ ИЗ ТКАНИ В КЛЕТКУ

Пример раскладки деталей платья 46 размера на обычной ткани (без рисунка) показан внизу. При ширине 160 см вам понадобится 1 метр 75 см ткани на юбку и 95 см ткани на остальные детали кроя.

ВНИМАНИЕ! Данная раскладка не предусматривает учета рисунка в клетку!

При раскрое платья из ткани в клетку всегда требуется больше ткани. На просторах интернета часто можно встретить совет, взятый еще из советских журналов «Работница»: «При небольшой клетке покупают  на 20 см ткани больше обычного, при крупной – на 40-60 см». Можно руководствоваться таким советом, но если клетка все-таки достаточно крупная  можно уточнить дополнительное количество ткани исходя из ее размера.

Например, мы имеем ткань в клетку с рисунком, повторяющимся каждые 10 см (повторяющийся рисунок  называют раппортом). Тогда на юбку нам необходимо добавить 1 раппорт (в нашем примере 10 см) – один для подгонки переднего полотнища таким образом, чтобы середина узора проходила через его середину.  На лиф платья при такой раскладке, как на нашем примере, когда детали полочки и спинки укладываются рядом по ширине ткани, нужно добавить 2 раппорта (20 см в нашем примере) – 1 на подгонку рисунка на полочке и половинках спинки, второй – для подгонки рисунка на рукавах. Если детали спинки и полочка не укладываются в один ряд по ширине, нужно добавить еще один раппорт – итого три раппорта по 10 см = 30 дополнительных сантиметров ткани.

Перечислим детали кроя платья, в которых  необходимо осуществить подгонку рисунка:

  • На переднем полотнище юбки середина узора должна совпадать со средней линией юбки.
  • Половинки заднего полотнища юбки выкраиваются таким образом, чтобы подогнать рисунок по боковым швам  с рисунком на боковых швах переднего полотнища. Также должен совпасть рисунок в среднем шве заднего полотнища юбки. Рисунок на обеих половинках заднего полотнища должен располагаться полностью симметрично.
  • На внутренних мешковинах кармана, стачивающихся с задними полотнищами, рисунок должен совпасть с рисунком у шва на заднем полотнище. Это не обязательное условие, но можно и выполнить его, если вы хотите, чтобы внутренняя часть кармана, которая будет видна при его отгибании, выглядела эстетично (хотя в большинстве случаев это совсем не заметно).
  • На полочке середина узора также должна совпадать с линией середины полочки.
  • Детали спинки подгоняются так, чтобы обеспечить совпадение рисунка у боковых швов с рисунком у боковых швов на полочке. Также контролируется совпадение горизонтальных линий узора в среднем шве спинки. Детали спинки необходимо располагать таким образом, чтобы средний шов спинки совпадал с линией середины узора клетки. Рисунок на обеих половинках спинки должен располагаться полностью симметрично.
  • На обоих рукавах рисунок также должен располагаться полностью симметрично. Вертикаль, проходящая через вершину оката рукава (совпадающая с долевой) должна совпадать с серединой рисунка клетки.
  • Также необходимо проконтролировать симметричность рисунка на всех парных деталях, таких как манжеты.

Вот и все, чем мы хотели с вами сегодня поделиться) Ну а если вы, в свою очередь, хотите теперь поделиться с кем-то своим знанием – жмите на кнопки соцсетей внизу страницы!

Желаем удачи и творческих успехов!

Смотрите также
Как сшить платье
Как сшить платье
Готовая выкройка детского жилета
Готовая выкройка детского жилета
Добавить комментарий

Поделитесь вашим мнением!

Авторизоваться
Комментарии
Аватар пользователя Natalka1506
Убедительная просьба: показывать платье на фотографии в полном объеме. На первом фото платок закрыл большую часть платья. Сшила- разочаровалась. Даже из легкой ткани получился фасон аля "баба на чайнике". Хотя, конечно, сама виновата - поспешила, подробно не рассмотрела на выкройке, что талия на резинке и юбка-солнце и лиф в сильной сборке на талии. Придется перешивать по-своему.
Аватар пользователя Выкройки Легко
Добрый день! Вы правы - обязательно нужно внимательно смотреть на технический рисунок, фотография не всегда передает все особенности модели.
При покупке
готовой выкройки
вы получаете возможность
выиграть
швейную машинку! Подробнее