Меняются рисунки вышивки, величина прорезных участков, сквозь которые эффектно проглядывает загорелое тело, но ришелье остается ришелье.
Отличить ришелье от других видов прорезной вышивки достаточно просто по наличию перемычек, которые профессионалы называю бридами. Именно между бридами вырезается ткань, что и придает воздушность всему изделию.
Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки».
По бридам различаются и виды ришелье:
- с обычными прямыми перемычками;
- с бридами, выполненными рисунком «соты»;
- с бридами-«паучками»;
- комбинированный вариант, к примеру, «паучки» с «сотами»;
- фантазийный (мозаичный) вариант схемы соединения перемычек;
- бриды с использованием ткани;
- без бридов (ткань при этом вырезается между элементами вышивки или внутри самих элементов).
Примеры вышивок без бридов
На начальном этапе контур рисунка переводится в один или два приема швом «вперед иголку» обычными катушечными нитками №№ 40 или 50. Затем уже мулине или шелком выполняются бриды одним из трех способов: обвитием, настилом или петельным швом. На финальном этапе также шелком или мулине вышиваются основные элементы узора: гладью, швом «роспись», может использоваться мережка и т.п. В сторону будущих прорезей элемент вышивается петельным швом нитями в 1 или 2 сложения.
Когда вышивка полностью готова, приступают к вырезанию ткани.
Обшив края отверстия с постепенным обрезанием ткани
Впрочем, сегодня некоторые мастера выработали свои технологии и на сложных тканях, чтобы избежать их осыпания или проникновения нитей сквозь швы вышивки, иногда совмещают основные процессы с вырезанием.
История вышивки ришелье и география её распространения повлияли на возникновение во многих странах национальных школ прорезной вышивки. Каждая из них имеет множество индивидуальных черт, которые выражаются в подборе нитей, колорите, рисунках, плотности и пластичности. Однако, не будем углубляться в подробности, разберемся, как быстро их можно отличить друг от друга.
Классическое французское ришелье
Венецианское кружево — не имеет характерной для ришелье сетки из бридов, а перемычки, соединяющие фрагменты его узоров у него более длинные.
Венское кружево — также, как и венецианское, не имеет характерной сетки из бридов, однако перемычки, соединяющие фрагменты узора, выполняются короткими, как и принято в технике французского ришелье.
Образец одного из вариантов венецианского кружева
Английская прорезная гладь (бродери англэз) — очень похожа на вышивку ришелье, хотя часто выполняется без перемычек), иногда её можно встретить в сочетании с игольчатым кружевом. В отличие от традиционного ришелье, рисунок в английской версии всегда небольших размеров, округлых форм, а края элеменнтов обшиты не петельным швом, а через край. Интересно, что в англоязычном Интернете нет различий между ришелье и другими прорезными вышивками, все они называются CutWork — «вырезная работа».
Современные модели одежды с вышивкой, имеющей характерные для английской глади круглые отверстия и овалы
Сангалло — швейцарская версия ришелье с очень маленькими отверстиями. Рисунки используются как растительные, так и геометрические.
Сомременная вышивка в технике сангалло
Нижегородский гипюр — как и в английском ришелье, вышивка часто украшается игольным плетением. В гипюре преимущественно используются геометрические узоры, мережка, а также небольшие по величине рельефные вышивки с прямыми бридами.
Изделия фабрики «Нижегородский гипюр»
Крестецкая строчка — отличается квадратной сеткой с мелкими или средними по величине узорами, заключенными в ромбы или квадраты. Без игольчатого плетения и здесь не обошлось.
Модели одежды с использованием крестецкой строчки из коллекции бренда Александра Георгиева осень-зима 2023-2024.
Кадомский вениз (ришелье) — в изделиях часто используются фантазийные ажурные узоры с элементами игольного плетения.
Изделия фабрики «Кадомский вениз»
В отличие от классического ришелье, в новгородском гипюре и крестецкой строчке отверстия для будущей вышивки делаются заранее: нити либо удаляются, как для мережки, либо по рисунку вырезаются отдельные участки ткани.
В современных моделях часто применяются дизайнерские варианты ришелье и узоры выполняются по мотивам традиционных вышивок. На синтетических, а иногда и на натуральных полотнах отверстия могут выжигаться или вытравливаться химическими веществами.
Дизайнерские варианты вышивки Ришелье 2024 г.
В наши дни ришелье нередко имитируется или комбинируется с другими видами вышивок.
Смешанные виды вышивки с использованием ришелье
Задача при пошиве кружевных полотен всегда одна — создать идеальную форму с минимальным искажением вышивки. Поэтому, чем меньше швов в таких изделиях, тем лучше. Но как достичь необходимого облегания, да и просто соединить детали, если прорезей в полотне слишком много?
Дизайнерские варианты вышивки ришелье
Любовь Комиссарова в своем интернет блоге предлагает собственный способ обработки изделий из венецианских кружевных полотен. Этот принцип применим и для других видов ришилье, когда плотность вышивки в несколько раз превышает плотность самой ткани, а сетчатая часть имеет большие прорези.
- водорастворимый флизелин в качестве стабилизатора (к примеру, «Авалон»);
- сутаж в цвет кружевного полотна;
- швейные/вышивальные нитки в цвет полотна и вышивки.
Вытачки, плечевые и боковые швы рассекаются по линиям рисунка и с небольшим нахлестом полотна закрепляются на стабилизаторе (водорастворимом флизелине). После фиксирования высекаются лишние элементы и рисунок узора соединяется вышивкой вручную или на швейной машинке.
Этап обработки вытачки на кружевном полотне
В местах бридов сначала прямой строчкой создается основа, затем поверх строчки машинным зигзагом (в режиме вышивки, без прижимной лапки) или ручным способом вышивается окончательный вариант перемычки. Такие же правила следует соблюдать и при выполнении основного узора.
Лицевая и изнаночная стороны готовой "вытачки" на кружевном полотне
По линии горловины и проймы мелкими стежками пристрачивается тонкий сутаж (в бороздку), после чего загзагом или вручную поверх сутажа создается гладьевый валик.
Процесс закрепления сутажа на лицевой стороне кроя
Гладьевый валик после обрезки лишнего кружева
Боковые и плечевые швы могут соединяться, как вариант, по сутажу, для вытачек же другого способа крепления кроме вышивки не существует, т.к. невозможно сохранить необходимую пластичность изделия, не нарушив рисунок и не увеличив плотность полотна.
Незаметный боковой шов на кружевном платье
Изделия фабричного производства с вышивкой можно стирать в машинке, соблюдая режимы, указанные производителем на этикетке. Если такая этикетка отсутствует, то параметры стирки выбираются в соответствии с составом ниток вышивки, но никак не ткани. То есть льняной сарафан с шелковой вышивкой стирается в режиме шелка.
Дизайнерское ришелье бренда Ulla Johnson
Температурный режим для фабричных вышивок:
- из хлопка — 40 °C
- из льна — 60 °C
- из шелка и вискозы — 30-40 °C
При машинной стирке изделия с ришелье следует отделить от вещей, имеющих металлические молнии, крючки, липкие ленты и всего, что может зацепиться за нити вышивки. Нужно быть осторожным и с выбором цвета другого белья, чтобы избежать линьки.
Тончайшие ткани с изысканной вышивкой стираются только вручную, а после выжимаются, как вязанные изделия, через махровое полотенце или простынь.
Дизайнерское ришелье бренда Ulla Johnson
ВТО (влажнотепловая обработка) проводится с изнаночной стороны, вышивка при этом должна располагаться на чем-то мягком, к примеру, махровом полотенце. Это позволит сохранить фактурность всех элементов. Температурный режим выбирается в соответствии с составом нитей вышивки.
При соблюдении всех условий, изделия сохраняются очень долго и могут радовать своих владелиц множество сезонов.
Дизайнерская версия вышивки по мотивам классического французского ришелье