Добрый день, Сергей! Что привело вас к созданию узорного письма?
Всё началось с профессиональной деятельности: 20 лет работы в графическом дизайне, изучение истории знаков и символов. Потом было увлечение историй письменности и открытие для себя древнерусской титульной вязи. Наверняка многие видели эти причудливые заставки древних книг.
С какого времени эта традиция появилась на Руси?
Традиция вязанного письма начала развиваться практически вместе с приходом кириллицы на Русь, вместе с первыми переводами христианских текстов. Хотя подобное оформление книг использовалось в других странах, на мой взгляд, именно на Руси вязаное письмо получило своё настоящее развитие. Созданное русскими мастерами на протяжении 500 лет (примерно с XII века) не имеет аналогов в европейской книжности. Это подлинное национальное достояние нашей культуры. Не для кого не секрет, что наши великие иллюстраторы и художники Васнецов, Билибин, Фаворский, мастера Палеха и многие другие занимались оформлением текстов, включая буквенные миниатюры. Всё это послужило основой для того, что сегодня называется русским узорным письмом.
Своё узорное письмо вы начали с создания шрифта?
Буквы, которые использовали старые мастера, были адаптированы мной определенным образом. Так родился особый шрифт, особая форма письменного языка. Некоторые символы могут показаться непривычными современному глазу, так как в них заложено очень древнее начертание, относящееся к ещё допетровской традиции. Плюс орнамент. Мы соединили старинную письменность, абстрактный орнамент и получилось русское узорное письмо.
Колословица и орнамент на её основе, созданные Сергеем Ивановым
Это Ваша уникальная авторская разработка?
Да. В 2014 г. мы с женой официально открыли Мастерскую русского узорного письма, где проводятся исследования, рождаются новые узоры, работает школа подготовки мастеров Узорного письма. Знаете, нет ничего более захватывающего в жизни, чем создавать из двух древнейших традиций нечто новое.
Узор «Солнышко». Автор Сергей Иванов
Варианты использования узора «Солнышко» в оформлении одежды
Древний человек отличался от современного синкретичностью мышления, то есть он воспринимал мир единым целым со всеми его взаимосвязями. Сейчас мы таким мышлением не обладаем, а значит нет и понимания древних орнаментов?
Да, когда мы потеряли целостное восприятие мира, мы перестали понимать узор. Но старинный орнамент, значение которого мы не понимаем, является инструментом взаимодействия с тем, древним миром и системой его взаимосвязей. Сейчас мы не имеем в него доступ, в результате эволюции слово захватило полностью наш мир. Античные греки утверждали, что человеческая цивилизация — это цивилизация Логоса, то есть цивилизация слова и человек вне слова не существует.
Однако в 1 тыс. до н.э. китайские философы утверждали, что миром правит знак...
Это утверждение Конфуция и есть отголоски того целостного миропонимания, о котором мы говорим. Это два принципиально разных подхода. Знак — это всеобъемлющий символ, он из того, синкретичного мира, а слово, давшее впоследствии нам письменность, которой мы пользуемся, — это уже из нового мира Логоса.
У нас на Руси сохранились артефакты, по которым можно проследить переход узоров из одной стадии в другую?
У меня есть аутентичное полотенце XIX века, выполненное мастерицами Русского Севера. По его вышивке можно наглядно проследить как это происходило.
В нижней части этого старинного полотенца представлены архаичные виды геометрических узоров, верхние же элементы — петушки, зооморфные мотивы — это уже то, что человек привносил, теряя связь с изначальной традицией всеобщности и всеединства мира.
Значит связь с далеким прошлым потеряна окончательно и безвозвратно?
Мы сейчас не можем вернуться в ту абстрактную геометрию предков, но мы можем создать посредника, который находится где-то на границе мира слова и мира великой общности.
Если мы будем ужимать некий текст, то в конце концов придем к одному единственному слову, вокруг которого наше сознание сформирует свою реальность. Когда же мы превратим это слово в узор, как мы это делаем в нашей Мастерской, то сможем осуществить связь с великой общностью.
Получается, что узорное письмо это...
Это набор методов превращения русского слова в геометрический орнамент.
Узор «Род». Узорная формула гармоничного вхождения в РОД. Собираем круг предков для обстоятельного разговора о главном
Узор «Четыре ветра». На Севере говорили: «Здрав будь на все четыре ветра!» И это, вестимо, не про погоду. Ветрами назывались в старину частоты души
Чем отличается письменный мир от мира узора?
В письменном мире передается информация, а в мире узора передаются структурные состояния.
Структурное состояние чего или кого?
Это достаточно сложно объяснить в двух словах, но я попытаюсь. Есть 4 базовых состояния. Первое — состояние равновесия, которое позволяет существовать системе, в том числе и человеку, без стрессов. Графически равновесие передается равносторонним крестом. Присутствие такого креста в узоре позволяет наблюдателю обрести состояние равновесия без каких-либо слов или словесных описаний.
Узор «Принятие» на основе равностороннего креста. «Ты должен понять, что не всё так, как бы тебе этого хотелось. И это не изменится в течение всей твоей жизни. Ты должен это просто принять... Ни одна вещь не танцует под твою дудку». Кодо Саваки Роси
Что ещё относится к основным состояниям?
Есть состояние пустоты. Графически — это любое пустое (белое) пространство в структуре узора. Пустота вбирает в себя и сохраняет энергию жизни. Это то, что древние славяне называли Живой, а древние китайцы энергией Ци.
Есть ещё два состояния. Они активные, передают движение вперед и назад. Их простейшие символы — свастики. Правая — вращение вперед в будущее, и это мужское начало, а левая — назад, в прошлое, и это женское начало.
К 4 состояниям, о которых я рассказываю, привязаны 4 стихии. Состояние правой свастики — это огонь, левой свастики — вода, крест — это земля (равновесие), и пустота — это воздух. Всё предельно просто и всё это сохранено в узорах, дошедших до нас.
Узор «Тут». В смысле — здесь! Одно из имён Абсолюта. Узор предельной сосредоточенности в моменте. Присутствие, как оно есть. Сосредотачиваемся
Узор «Урок». Узорная янтра для «повышенной усвояимости» (с) жизненных уроков, учёта и контроля любимых граблей и тонкой ментальной проработки упавших на голову кирпичей. Кто сегодня получил от жизни по шапке, дышим через узор и усваиваем «прочитанное»
Есть ли опасность в использовании узоров, значения которых мы не понимаем?
Опасность несут не символы, а словесные интерпретации и шлейфы исторического опыта, которые могут следовать за знаком, орнаментом сквозь годы и века. Если мы, конечно, знаем эти значения и знакомы с этим опытом (улыбается). Вне контекста узор — это просто узор, у него нет и не может быть плохого или хорошего отношения к человеку. Задача создателя узора — сохранять эту нейтральность, передавая состояния, о которых мы с вами говорили раньше.
Узор «Шиш». Универсальный русский оберег и одно из имён Абсолюта
А что для Вас ещё важно знать или соблюдать при создании узора?
Мы создаем новую методологию взаимодействия с метафизическим миром, о существовании которого мы на время почти забыли. И это не религиозное сознание 2000-летней давности, это современный путь. Хотя мы пока не в полной мере представляем, как это будет выглядеть впоследствии, для нас принципиально важно движение вперед.
Узор «Молва». Узор разрушающий пагубу дурной молвы, кривотолков, злочинных шепотков и приговоров
Узор «Русь». Узорная Русь как соборное Место Силы, как пространство материнской любви, согретое очагом Традиции и осенённое Божественной благодатью. Земля великих воинов, героев и святых, земля мыслителей, созидателей и тружеников. Узорная ода самому лучшему месту на Земле
Вариант использования узора «Молва», узора, разрушающего пагубное воздействие дурной молвы, кривотолков, злочинных шепотков и приговоров. Автор орнамента Сергей Иванов
Орнамент на чем-то должен находиться: текстиль, дерево, бумага. Какой материал Вы предусматриваете для воплощения своего Узорного письма?
Это может быть всё что угодно: керамика, текстиль, конкретно наша Мастерская экспериментирует с камнем, каллиграфией и кристаллографикой — работа со стразами и цветным песком. Вышивка или ткачество — естественные для любых узоров техники исполнения и у этого есть своя историческая основа. Наша сегодняшняя аудитория должна хорошо знать, что такое вышивка набором. Так вот Узорное письмо, если к нему ничего не дорисовывать, не применять утолщения, — это классическая вышивка набором с характерным для неё чередованием черных и белых точек. Всё один в один, как у Узорном письме.
Кристаллографика «Огонь». Автор Наталья Иванова
Каким образом следует выбирать свой узор?
Узоры создаются не для чего-то, они являются хранителями определенных состояний: равновесия, покоя, движения. Люди, которым эти состояния нужны, их легко считывают, потому что их внутренний узор резонансен с наблюдаемым.
Узор «Жи». Одно из бесконечных узорных состояний энергии Жизни
Есть такое выражение — «на одной волне».
Да, всё верно. Остальные люди, находящиеся на "другой волне", на этот узор никак не отреагируют, потому что они его просто не почувствуют.
Узор «Благо». Автор Сергей Иванов
Узор «Выбор». Как сказал однажды профессор Дамблдор: «В трудные времена каждый делает ВЫБОР между тем что правильно и тем что легко!» А когда, скажите, времена были лёгкими? Узорный помогатор принятия правильных решений
А цвет узора имеет значение?
Цвет безусловно влияет, но эта область пока не вполне изучена.
Были попытки среди Ваших поклонников в социальных сетях перенести Узорное письмо на текстиль?
Да, конечно. Как правило, это был простой перенос рисунка на одежду. Знаю, что люди делали аппликации, печатали изображения на футболках, украшали карманы. Мне из всех готовых вариантов больше всего понравились вышивки, после чего Узорное письмо в вышитом варианте появилось и на одежде моей супруги: получилась такая большая красивая вышивка по центру блузки (улыбается).
Узор «Благо» (вышивка металлизированной нитью). Автор орнамента Сергей Иванов
Вышивка на кимоно из коллекции «Сейчастье» Выкройки-легко. Автор узора «Кристалл тишины» — Сергей Иванов
Есть ли в вашей коллекции узоры... с секретом?
Секретов у нас много... (улыбается). Вот каллиграфия, в которой слово ЗДРАВО написано 2 раза. Это поясная техника: сверху слово и снизу оно же, обернутое на 180 градусов. Узор можно использовать не только вертикально, но и горизонтально. Примечательно, что при смене положения меняется его смысл.
Узор «Здраво». Автор Сергей Иванов
Вертикальная надпись представляет собой трехчастную модель этого мира, которая присутствует у всех народов: вверху небо, внизу земля, в центре человек.
А если мы рассмотрим этот же узор по горизонтали, то у нас уже получается: слева — область женского начала, справа — мужского, а в центре их союз. Так работает "инь-яньская" восьмерка гармонии двух великих начал. "Играя" с расположением узора, вы таким образом задействуете метафизику и она начинает на вас работать. Надпись в контексте небо-человек-земля дает равновесие между духовным и физическим. Также и по горизонтали — это обретение равновесия между мужским и женским.
Узор «Здраво». Автор Сергей Иванов
Есть ли у вас пожелание для наших читателей?
Поскольку я считаю, что всё есть узор, и мир есть узор, желаю читателям Выкройки-легко гармоничного, развивающего, устремленного в будущее узора. Не простого геометрического, а узора жизни — основы того, как мы живем. Древние китайцы называли это одним словом — «путь». Все узоры, которые я вам сегодня показывал — это пути, по которым течет наша реальность и наше бытие. Вот такого гармоничного узора каждому и нам всем вместе я желаю.
Спасибо за красивое пожелание и интересную беседу.
Узор «Добро». Автор Сергей Иванов