Начну с того, что любовь к естественным природным линиям на текстильных рисунках, ручным стежкам и рустикальным фактурам привела к возрождению древних технологий создания одежды. В наши дни представительницы разных стран и континентов сами ткут полотна, окрашивают ткани, валяют платья из шерсти, получая аутентичные народные костюмы или модные предметы гардероба с оттенком этно. Встречаются уникальные техники, к их числу относится солнечное окрашивание ткани.
Раскрыть некоторые тайны этой незнакомой для большинства технологии я попросила Елену Хайфиц – умницу, красавицу и отличницу по жизни. Всё, за что она берется, получается легко и просто, а результат вызывает восхищение у окружающих. По профессии Елена – оперная певица, обладательница европейских премий по вокалу. Сегодня преподает в университете немецкого города Мюнстер, имеет собственную школу в Дортмунде.
Фото из архива Елены Хайфиц
Счастливая мама и жена с недавнего времени большую часть свободного времени проводит на дачном участке, выращивая необычные растения и окрашивая ими ткани. Так сложилось, что Елена стала одним из немногих носителей знаний получения цвета под воздействием солнечных лучей.
Фото из архива Елены Хайфиц
Елена Хайфиц. Совершенно случайно. Как-то услышала интервью с Эдитой Груберовой, обладательницы выдающегося бельканто, как она восстанавливается после концертов. Оказалось, что лучшим отдыхом для неё является работа в саду. Для меня проблема энергетического восстановления в ту пору была актуальна, поэтому решила рискнуть. Уговорила мужа, и мы приобрели сад. Так всё началось.
Елена Хайфиц. Дело в том, что с 15 лет я страдала от аллергии на различные виды цветущих растений и пребывание на природе, особенно в конце лета и начале осени, было для меня невыносимым. Поэтому ни о каких дачах речи быть не могло. Однако после приобретения сада случилось чудо, я избавилась от болезни. Что на это повлияло до сих пор не пойму. Может быть чистый воздух, а может быть правы те, кто утверждает, что подобное лечится подобным. Не знаю, но всё плохое осталось в прошлом.
Елена Хайфиц. Опять-таки случайно (смеется) на глаза попалось объявление о наборе на курсы по валянию шерсти. До этого я видела красивые изделия ручного производства на местных ярмарках, видела людей, одетых в такие костюмы в барах, на улице. На меня это произвело впечатление. Объявление только усилило желание создать подобную красоту своими руками, поэтому договорилась об индивидуальных занятиях с очень известным мастером Ольгой Казанской. У неё я впервые увидела, как окрашивают шерсть, но тогда меня больше интересовала технология валяния.
Платье, выполненное в технике валяния на мастер-классе Ольги Казанской. Фото из архива Елены Хайфиц
Ольга помогла мне на пути становления, за что ей очень благодарна. Затем последовали курсы у Дианы Нагорной в Голландии, очень много в творческом становлении мне дало общение с великолепной Мариной Климчук. А крашение, чувство цвета и создание принтов в стиле эко мне помогла постичь Ольга Алонсо. Это было потрясением. Мир уже бесповоротно стал иным, огромным, с невероятным числом возможностей. С каждым разом я погружалась всё больше в тематику, осваивала новые приемы.
Елена Хайфиц. На первом этапе, думаю, да. Начало – это всегда эксперименты, познание нового для себя и лучше иметь страховку в виде опытного наставника. Это сэкономит время и материалы. Мои первые исследования были не только на шерсти, но и на шелке, бумаге, готовых футболках. Должен накопиться опыт, запас необходимых приемов, зрительных образов, прежде чем идти дальше самостоятельно. Но это мой путь, поэтому никому не стану его навязывать.
Эксперименты на бумаге. Фото из архива Елены Хайфиц
После посещения выставок в Дортмунте и Берлине стала интересоваться специальной литературой, включая древние манускрипты. На немецком языке такие книги можно найти. Что-то почерпнула для себя из посещения монастырей, которые практикуют производство одежды вручную, что-то из Интернета.
Незаметно стали формироваться предпочтения, и даже индивидуальный почерк. Сначала это замечают другие, конечно, но когда сама осознаешь, то душа наполняется невообразимой радостью.
Елена Хайфиц. Произошло это 3 года назад, а всего занимаюсь изучением ремесел 5 лет.
Момент наступил, когда Ольга Казанская высоко оценила мою работу, а вслед за ней сказала доброе слово Натали Швец. Ещё, когда стала добиваться безукоризненно чистого фона по всей площади текстиля. Тогда эксперименты стали смелее – взялась за тяжелый лен, на моем столе появилась кожа.
Принты на коже. Фото из архива Елены Хайфиц
Стала создавать войлочные модели полностью – от начала и до конца платья, туники, пришло чувство принтования, когда работают не знания, а творческая интуиция. Создание изделия с нуля – это ведь трудно, но я нашла свой ключик. Теперь у меня, как у всех настоящих мастеров, появилось собственное ноу-хау, своя творческая тайна.
Елена Хайфиц. Наверняка, хотя я об этом не знаю (смеется). С 5 лет меня занимала только музыка и я ни на что не хотела отвлекаться. За что я бесконечно благодарна своим предкам, так это за трудоспособность. Мне хватает на сон 4-5 часов, всё остальное время расписано почти по минутам на всевозможные дела, обязанности и мое любимое хобби.
Принты на войлоке собственного изготовления. Фото из архива Елены Хайфиц
Елена Хайфиц. Всем понравились мои работы до такой степени, что стали заказы делать. Первыми заказчиками стали скрипачи и виолончелисты. Сначала это были простые вещи – футболки, шелковые шарфы. Затем мне друг заказал оформление стен в его репетиционном зале. Это было уже не простое валяние шерсти и окрашивание, а настоящее панно с тематическими природными принтами. На выполнение ушло всё свободное время с июня по ноябрь. Красители использовались только растительные, поэтому цветовой переход получился в соответствии со временами года. До 50 проб делала, прежде чем приступить к работе. В итоге всё заказчику моему понравилось и, как он говорит, стены его вдохновляют.
Фрагмент панно. Фото из архива Елены Хайфиц
Елена Хайфиц. Найти в Интернете по окрашиванию текстиля и пряжи можно далеко не всё. По солнечному окрашиванию, к примеру, на немецком языке существует одна страничка в объемной книжке, а на русском о такой технике вообще ничего не найти. Эту ситуацию надо исправлять, надо чтобы подобные технологии стали общим достоянием. У меня сейчас скопилось много личных записей, основанных на собственных исследованиях, и с недавнего времени самыми удачными рецептами стараюсь делиться в социальных сетях. Друзья советуют написать книгу, но я пока не решилась.
Елена Хайфиц. Солнечное окрашивание - это придание цвета материи, находящейся в красящем растворе, под воздействием только солнечных лучей. Во-первых, это защита окружающей среды, что для меня очень важно. Для подобного окрашивания не нужны газ, электроэнергия, кастрюли. Во-вторых, это экономия средств, что в наш век для многих имеет значение. В-третьих, волокна ткани не разрушаются, как при кипячении, материал остается прочным и не теряет своих исходных свойств. Сложно оценить и описать словами чувство, когда ты, словно волшебница из детской сказки, можешь из обычных вещей, практически не прикладывая усилий, создать нечто необыкновенное. Для меня эти превращения – идеальный способ расслабиться, зарядиться энергией чистой радости, добра.
Блузка с принтом собственного изготовления. Фото из архива Елены Хайфиц
Елена Хайфиц. Сезон для использования этой техники при благоприятных условиях длится с июня по сентябрь. Ближе к экватору и к заполярью может быть иначе, но для традиционного европейского и азиатского лета именно так, с плюсами и минусами по времени на конкретные особенности климата. Большую роль играют интенсивность света, температура воздуха. Лето у всех разное, поэтому стоит учесть, что на окрашивание одной и той же ткани при 22 градусах тепла уходит две недели, а при 40 – хватает 5 дней.
Елена Хайфиц. Для солнечного окрашивания идеально подходит шелк. Он дает предсказуемый и устойчивый цвет. Шерсть ведет себя неплохо, а вот хлопок, вискоза и лен капризны: образцы получаются не столь насыщенными по цвету. Чтобы окрасить синтетику всегда необходимо кипячение, это позволяет пигментам проникнуть вглубь волокон, поэтому на подобные ткани не стоит тратить времени, цвет смоется при первом же полоскании.
Елена Хайфиц. Есть такие таблицы, созданные разными мастерами. К примеру, я нашла их в книгах по окрашиванию на немецком языке. Можно найти подобные схемы даже со средневековыми датировками. Кое-что есть в Интернете.
Техника нанесения 3D принта с использованием желтых природных красителей. Фото Елены Хайфиц
К примеру, золотистая луковая шелуха может давать не только ярко-желтый. В сочетании с железным купоросом она окрашивает ткань в оливковый цвет. Куркума, листья березы, чернобривцы (бархатцы), зверобой позволяют получать разные оттенки красивого желтого цвета. Кора дуба – светло-оранжевый, лососевый, а в сочетании с алюминиевыми квасцами – ярко оранжевый.
Окрашивание огненным кореопсисом. Фото из архива Елены Хайфиц
Но хочу предупредить, что на оттенок, интенсивность цвета влияют многие факторы, в числе которых климатическая зона, место и время сбора растения. Так что, для серьезных работ придется каждому проводить свои собственные эксперименты и делать пробы.
Елена Хайфиц. Японские клены, кустарники, цветы растут у меня на участке. Вся дача в нужных растениях. Что-то приобретаю в овощном магазине, что-то мне присылают в сушеном виде из других стран. Листья для принта собираю везде, где придется. Из аптеки сборы не пробовала, но наверное возможно. Пока мне удается создавать цвета по большей части из свежего и свежезамороженного сырья, результаты практически совпадают. Для заморозки у меня приспособлена отдельная камера: растения нельзя хранить рядом с продуктами – это опасно для здоровья человека.
Елена Хайфиц. Квасцы. Их я приобретаю в интернет-магазинах, в отделах химтоваров супермаркетов, иногда они встречаются в аптеке. В разных рецептах могут присутствовать: соль, уксус, винный камень, сода. Думаю, что с приобретением этих ингредиентов вопросов не возникнет.
Из приспособлений пригодятся весы, деревянная палочка для помешивания, ложка, доска для резки растений, обязательно перчатки. Эти вещи должны быть использованы только для процесса крашения и ни в коем случае не применяться после использования для готовки еды!
Сосуд должен быть стеклянный и иметь туго закрывающуюся крышку. Объем банки – от 1 до 3 литров. Выбирать посуду стоит с учетом размеров изделия, чтобы оно свободно располагалось, вода могла проникнуть во все складочки.
Ещё необходим поддон с высокими бортиками, так как в процессе изменения цвета происходит брожение, приблизительно, как при закваске капусты, и часть красящей жидкости переливается через край. Её надо сливать, промывать поддон, а в банку доливать чистой воды.
Елена Хайфиц. Это очень важный компонент. РН воды должен находиться в пределах 7-8, чем мягче, тем лучше. Отлично подойдет дождевая, но можно ограничиться и простой отстоянной водой из-под крана.
Елена Хайфиц. Нюансов много, все не перечислишь. Надо ориентироваться на конкретный рецепт. А вот что, несомненно, надо учесть, так это расположение банки с нашей красящейся вещью или тканью. Она должна находиться в зоне максимального освещения. Не в тени, не на подоконнике, а на возвышении и на открытом воздухе: запахи химической реакции зачастую неприятны и неблагоприятно влияют на здоровье человека. В частном особняке проблем с выбором места не возникнет, а жителям многоэтажек потребуется организовать возвышение на балконе.
Елена Хайфиц. Красить будем шелк. Цвет будет синий, а получим мы его из краснокочанной капусты.
На первом этапе необходимо подготовить изделие или ткань к окрашиванию. Для этого их стирают. У каждого вида ткани существует свой режим:
- Шелк – ручная или деликатная стирка с жидким мылом для рук;
- Хлопок – с обычным (универсальным) порошком;
- Шерсть – порошком для шерстяных вещей или детским шампунем;
- Лен, толстый хлопок – прокипятить в соде, чтобы полностью удалить составы, которые наносят фабрики для придания текстилю товарного вида.
Краснокочанная капуста. Фото из архива Елены Хайфиц
Для создания красящего раствора понадобятся:
- Нарезанная тонкими полосками краснокочанная (синяя) капуста – она укладывается между слоями изделия;
- Алюминиевые квасцы – 1 стол. ложка;
- Пищевая сода – 1 стол. ложка;
- Вода – по потребности, должна полностью покрыть все изделие.
Банка с капустой в начале и конце процесса окрашивания. Фото из архива Елены Хайфиц
При температуре от 32 до 40 градусов Цельсия выдерживать в банке до 5 дней. При 23-25 градусах – 2 недели. Во втором случае необходимо будет ворошить или перемешивать изделие в растворе через каждые 7-10 дней, чтобы обеспечить равномерность окрашивания.
Процесс окрашивания. Фото из архива Елены Хайфиц
После выдержки изделие вместе с раствором выливается в таз, очищается от остатков капусты и полощется под прохладной проточной водой. Затем следует легкая стирка с порошком для цветных тканей. Температура воды не должна превышать 30 градусов.
Если на этом этапе шелк прополоскать с добавлением уксуса, получится стойкий фиолетовый цвет.
Влажная ткань после извлечения из банки. Фото из архива Елены Хайфиц
Понже и плотный шифон после сушки без ополаскивания с уксусом. Фото из архива Елены Хайфиц
В случае, если ткань готовится для нанесения принта, то после первичного полоскания стирка не производится. На высохшую материю наносится принт и закрепляется горячим утюгом.
Принты на ткани, окрашенной цветной капустой. Фото из архива Елены Хайфиц
На шелке – светло и темно синий (в зависимости от времени выдержки), не линяет;
На хлопке – очень светлый голубой, слабая потеря цвета при дальнейших стирках;
На вискозе – фиолетовый, близкий к оттенкам капусты. Но это на этот раз. Что может получиться у вас? Сюрприиииз.
Елена Хайфиц. А ведь можно еще создавать при этом простые рисунки, используя технику шибари. Перематываете туго отдельные фрагменты материала жгутом или нитью, можно всё изделие, и прекрасный модный принт вам обеспечен. Ещё в одном сосуде с текстилем можно одновременно окрашивать пряжу, ленты. Это настолько простой и относительно безопасный способ, что можно экспериментировать вместе с детьми. Уверена, что им будет интересно.
Техника шибари. Фото из архива Елены Хайфиц
Елена Хайфиц. Буду рада, если мои знания для кого-то окажутся полезными. Не бойтесь браться за неизведанное. Удачи всем!