Казалось бы, что сложного в женском белье? Но на создание его формы ушли тысячелетия. Сохранились изображения древнеримских женщин в костюмах для гимнастики очень напоминающие современные раздельные купальники. Неизвестно по каким причинам они были отвергнуты, но в средние века о трусах уже забыли, а женскую грудь поддерживали не полоски ткани, а деревянные, чуть позже металлические корсеты. Прообраз современной формы бюстгальтера мелькнул было в XV веке и тут же исчез, видимо его время не пришло. От корсетов никто не собирался отказываться, а носить под их сложной конструкцией ещё чего-то поддерживающего для обычных дам не имело никакого смысла.
Попытка появления трусов среди знати пришлась на XVI-XVII века. В этот период они представляли собой 2 половинки сравнительно узких брючин, длиной до икр или колена, соединенных по талии шнуром или лентой. Отсутствие шва в области промежности продиктовано длинными юбками, собирать которые во время справления нужды было весьма затруднительно. Проблемы с гигиеной, по понятным причинам, такой вариант решить не мог, поэтому он у дам не прижился.
Однако свои версии белья всегда существовали у танцовщиц, циркачек и актрис, в отношении этих категорий дам даже выходили соответствующие государственные указы. К примеру, во Франции в конце XVII в. король Людовик ХIV заставил придворных балерин и уличных танцовщиц под страхом жестокого наказания носить панталоны и ещё чего-то, что фиксировало бы их грудь во время прыжков.
Панталоны конца XIX начала XX века.
Среди обычного населения трусы стали появляться, вначале в виде панталон, только во второй половине XIX века после изобретения трикотажного станка. Их повсеместное ношение, в уже в сильно укороченном варианте, пришлось на 20 гг. XX века. В России в тот же период появилось новое слово «трусы», от английского trousers - «брюки».
В СССР по окончании гражданской войны этот элемент нижнего белья рекламировался в прессе, художественной литературе, кино, большую роль сыграла пропаганда спорта. В период, когда текстильная промышленность только восстанавливалась после разрухи, для мужчин и женщин в массовом производстве выпускалась только одна модель, за что народ прозвал её «семейной».
Но это не означает, что отсутствовали другие варианты, более изящные и выполненные из нежной материи. Их пошивом занимались ателье или надомницы-белошвейки.
Приложение «Искусство одеваться» к журналу «Красная панорама», 1923 г. Хранится в Национальной библиотеке Чувашской Республики
В Европе короткие трусы появились благодаря Шанель, которая отреагировала таким образом на появление легких укороченных платьев, введенных ею самой же в обиход. В дальнейшем новые модели возникали под влиянием нарастающего ритма жизни, всё укорачивающейся верхней одежды, внедрения прогрессивных технологий в промышленном производстве. Но 20-е годы вдохновляют поклонников белья в наши дни прежде всего своими формами и цветом. Впервые на смену белоснежным тканям тогда пришли нежные персиковые, лимонные, розовые, голубые и зеленые оттенки. Коко Шанель ввела в моду насыщенный черный цвет.
Комплекты женского белья от кутюр 20 гг. XX века
Модный в 20-е гг. тедди (комбинезон) и трусы с характерной для тех лет вышивкой ар-деко
Современный комплект белья в стиле 20-х гг.
Трусы мутировали и приспосабливались под различные виды деятельности, прежде всего искусства, а ещё точнее, эстрады. К примеру, фасон «танга» возник в 1939 г., когда проблема наготы местных танцовщиц стала смущать граждан США и мэр Нью-Йорка был вынужден распорядится придумать для эстрадниц хотя бы некоторое подобие трусов.
Современные модели бюстгальтеров, кроме самого первого от Эрмине Кадоль, представленного на международной выставке в Париже в 1889 г., были вариантами, подсмотренными именно у исполнительниц танцев или созданными по заказу для первых участниц спортивных состязаний нового послекорсетного времени.
Современное подражание формам 20-х гг.
Музейный экспонат, украшенный кружевами и датированный 20-ми гг. прошлого века
Современное белье в стиле 20-х гг. из бархата и кружев.
Большую роль в развитии кружевного белья сыграл технический прогресс. Говорят, что первый вязальный (трикотажный) станок был придуман в конце XVII века в Англии священником из Калвертона, чтобы освободить драгоценную супругу от ручной работы по изготовлению чулок. Дама подвига возлюбленного не оценила, зато идею подхватили предприимчивые фабриканты. Через короткий промежуток времени трикотаж уже изготавливали во Франции, Германии и в самой Англии. Вскоре появились и механизмы для производства кружев. Это сделало более доступным обычное повседневное белье для нижних слоев общества. К середине XX века оно уже мало отличалось друг от друга в разных странах.
Повседневное белье 1940 г. в Германии
Для шитья «праздничных» комплектов использовали шелк, хлопок и вискозу, которую тогда называли «искусственным шелком», а также крепдешин, атласный креп, эпонж и креп-жоржет, придуманный во Франции в 20-х гг. В 1935 г. к ним добавился новомодный нейлон.
Странным или закономерным образом бурный процесс новых видов белья совпал с внедрением центрального водо- и тепло- снабжения, когда на стирку и сушку одежды можно было затрачивать гораздо меньше сил, а поддерживать гигиену тела с ежедневной сменой «исподнего» стало не только возможным для широких масс, но и обязательным условием развития общества. К слову, сегодня, по мнению социологов, в запасе у женщины оптимальным считается наличие 21 пары трусов, на все случаи жизни. А сколько в них слипов, бразильяно, стрингов и т.д. зависит от моды и пожеланий хозяйки.
Косточки для поддерживания груди были запатентованы Хелен Понс в 1931 году, но с 20-х годов мода была на плоскую или совсем маленькую грудь, которую верхняя часть белья в форме бандо обязана была сглаживать, а не подчеркивать. Акцент на пышный бюст стал востребованным только в 50-е, тогда и вспомнили об полезном изобретении. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что вытачки на чашечках лифчиков модниц постоянно стали использоваться все-таки именно с 30-х годов XX века.
Современная модель белья с косточками на бюстгальтере
В 1935 году эмигрантка из России Ида Розенталь разработала новые формы лифчиков с чашечками размеров A, B, C, D. В и наладила в США их массовое производство. Компании «Maidenform» мадам Розенталь принадлежат и первые модели лифчиков с регулируемыми бретельками, а также бюстгальтеры для кормящих мам. В 1942-м году появилась привычная нам застежка на спине с петлями и крючками.
После Второй мировой войны, когда были изобретены и внедрены в промышленное производство эластичные волокна, начался настоящий бум развития белья для широких масс. Спандекс, элестан, лайкра позволяли добиться идеального облегания женских форм. До этого для свободы дыхания в нерастягивающиеся ткани на лифчиках пытались вшивать ряды резинок.
Первые синтетические кружева получались жесткими и носить такие изделия на голом теле было не вполне приятно, поэтому поначалу ажур настрачивали поверх хлопка или шелка.
Бельё с синтетическим кружевом
Начиная с 80-90 гг. прошлого столетия, специалисты добились от синтетики необходимой мягкости, приемлемой гигроскопичности и воздухопроницаемости. После этого эластичные кружевные трусы и бюстгальтеры перестали быть неудобными в носке, а глобальное массовое производство лишило их статуса элитарности.
Перед новым тысячелетием уже существовали все ныне использующиеся модели трусов, а в изготовлении бюстгальтеров производители приступили к внедрению искусственного интеллекта. В 90 гг. были изобретены:
- бюстгальтер, меняющий цвет в период овуляции;
- надувной бюстгальтер;
- лифчик, измеряющий пульс и кровяное давление;
- говорящий бюстгальтер, предупреждающий о нападении;
- бюстгальтер, запоминающий форму груди хозяйки;
- музыкальный вариант и т.д.
В XXI веке кружевное белье, которое раньше стоило целое состояние, стало доступно всем слоям населения. Вопрос оставался только в качестве материалов, красоте дизайна и престижности марки производителя.
В конце первого десятилетия нового века умопомрачительный крой и декор нижнего белья перестали прятать под одеждой, а стали носить открыто. Бельевой стиль, который с 70-х по 90-е предлагал только вариации вокруг кружевных комбинаций, а затем корсетов, в наши дни уже конкретно сконцентрировал своё внимание на бюстгальтерах и трусах. В 2024 г. отличить реальное белье от повседневной одежды или пляжного комплекта стало почти невозможно.
Комплект для загара 2024 г.
Как ни странно, женщины в этой ситуации чаще отдают предпочтение некогда неудобным неэластичным и непрозрачным, но таким милым образцам из хлопка, атласа или саржи середины прошлого века. Их носят как на голое тело, так и на футболки, блузы или легкие платья.
Модель топа бюстье бренда Виктории Андреяновой
Выбор тканей для пошива нательного белья огромен, поэтому легко можно создавать комплекты для занятий спортом, работы, особых случаев. В повседневной носке предпочтение отдается натуральному трикотажу, который в наши дни непременно содержит от 5 до 20 % эластичных волокон. На лето это может быть х/б или шелк с эластаном, для зимы лен с согревающей микрофиброй.
Для бюстгальтеров существует тот же принцип отбора. Для холодного времени года рекомендуются: микрофибра, спандекс, мерил, модал, нейлон, для лета и активного времяпрепровождения - модели с большей долей натуральных материалов. Хорошо себя зарекомендовали искусственные вискоза, бамбук, ацетат, модал, микромодал. А лиоцелл по своим свойствам и вовсе ничем не отличается от натурального трикотажа.
Фаворитами нарядных комплектов по прежнему являются гипюр, атлас, всевозможные сетки и их легко растяжимые аналоги.
В течение всего XX века были выработаны и отшлифованы методики построения женского белья, созданы многочисленные варианты приспособлений для его производства и самая разнообразная фурнитура, поэтому сегодня пошив кружевного или спортивного комплекта своими руками стал возможен для всех желающих.