Узорные окна на одежде и в интерьере
Когда-то Петр I «прорубил окно в Европу» и русские сарафаны заменили платья с кринолинами. А сегодня, спустя почти 300 лет, наши художники и дизайнеры «прорубают окно в Россию». Причем буквально. Это невероятно, но с конца 2024 года именно окна с традиционными резными наличниками стали одним из самых модных предметов декора, в том числе и в одежде. Рассмотрим лучшие варианты и пообщаемся с автором «Тюменских окон» — художником, архитектором и краеведом Ниной Загребиной-Селивановой.
Просмотров: 381

Откуда что берется?
Сложно сказать кто был первым в этой модной оконной гонке. Сувениры и магнитики в форме ажурных наличников стали привычными два или три десятилетия назад. Не так давно появились стилизованные ёлочные игрушки, книжные шкафы, зеркала, декоративные керамические подвески и броши ручной работы. А с конца 2024 года традиционная архитектура наконец-то нашла своё воплощение в вышивках, печати и аппликациях на одежде.


Екатеринбургский бренд одежды Beautiful Criminals совместно с художницей Яной Антоновой


Московский бренд одежды «Птица Сирин» Ирины Батьковой
Нина, в ваших работах часто встречаются виды старой Тюмени и, конечно, традиционные наличники. Что в них примечательного?
Долгое время я жила вдали от родного города и там, в чужих краях, какими бы они не были расчудесными, остро чувствуется особая красота наших мест. Тюменские наличники - это бренд, нас по ним узнают, а мы сами по ним себя индентифицируем. Конечно, сохранять старину, тем более деревянную, затратно и сложно, но без неё внешний облик города сильно пострадает, останутся только бетонные коробки с дырками окон. По подсчетам наших специалистов сейчас в Тюмени не более 40 заметных памятников деревянного зодчества с сохранившимися наличниками, с каждым годом их остается всё меньше и меньше. А это наша память, наша душа, наша точка отсчета в современной системе координат, поэтому очень хочется всё это сохранить, запечатлеть для потомков.

Акварель Нины Загребиной-Селивановой
Самые роскошные по резьбе, декору выполнены в стиле бидермейер. Это осколки европейского барокко, которые просыпались на нашу землю благодаря Петру I и трансформировалось в особый сибирский стиль.

Фото Нины Загребиной-Селивановой
Узнать тюменское барокко легко по прерванной арке, которая переходит в рельефные завитки. В наших наличниках органично переплелись идеи и понимание красоты Востока и Запада: можно встретить как «ракушки», присущие классическим европейским образцам, так и стилизованные листья пальмы, орнаменты с южной растительностью Востока.

Фото Нины Загребиной-Селивановой
Первые образцы рельефных орнаментов привез в Россию когда-то Петр I. Но в Тюмень барокко уже пришло в русской трактовке из Северного Поморья: Валаама, районов Онежского и Ладожского озер. Во всяком случае именно переселенцы из тех мест смогли внедрить этот стиль у нас. Удивительно, что с исторической точки зрения период преобразований архитектурного декора длился не более 50-60 лет, где-то со второй половины 19 века по 1910 г. Но это полностью изменило облик города и с тех пор он уже не мог восприниматься другим.


Фото Нины Загребиной-Селивановой
Второй стиль, который часто можно у нас встретить — языческий, с обилием солярных знаков. Эти наличники уже с плоской резьбой. Попал он к нам вместе с мастерами, переехавшими в наш город из Урала. И, наконец, у нас сохранились образцы модерна и классицизма начала 20 века. В то время кирпичные дома в Тюмени были редкостью, в наших климатических условиях в деревянных жилищах было комфортнее, но при постройке им придавали формы престижных и дорогих зданий из камня. Естественно, оформление их наличников соответствовало гармонии кирпичных сооружений.

Фото Нины Загребиной-Селивановой
Приятно, когда у твоей малой родины есть свои отличительные черты, да ещё такие красивые.
Человеку важны ориентиры — старый запоминающийся дом, вековое дерево под которым назначались встречи, привычная с детства цветовая гамма фасадов. Снос какого-то дома для местного жителя — это стресс, потеря не только пространственных, но и жизненных ориентиров. Он теряет точку опоры, материальные скрепы, связывающие его с малой родиной. Для меня мои скрепы — это старые деревянные дома по краям тюменских кварталов, которые, к большому счастью, у нас сохраняют. Если бы их не стало, то для меня наверное мир бы рухнул, вместо него осталась пустота.
Да, новое растет на отрицании старого, это понятно. Но мы всегда должны знать из чего что выросло в многовековой истории нашего народа. В этой цепочке важна каждая деталь, потому что вырезая из памяти свое прошлое, его взаимосвязи, мы теряем понимание истоков своего роста: с чего всё начиналось, как и почему преобразовывалось. Архитектура — это один из наиболее показательных элементов нашей общей культурной системы, она отражает наши принципы жизни и выживания в определенных климатических условиях на разных исторических этапах. Потеряется одно звено в этой цепи памяти, поверьте, его всё равно чем-то заменят: человеческое общество, как и природа, не терпит пустоты. Даже если это будет нечто прогрессивное, но чужеродное, созданное без нашего собственного интеллектуального и духовного вклада, мы будем вынуждены слепо подражать этому чужому, не создавая ничего своего, не проходя собственного эволюционного пути, а значит, не приобретя никакого опыта.
Мы строим город, а город строит нас
Существует ли какое-то влияние оформления фасадов домов, интерьеров, в целом архитектуры на одежду человека?
Да, есть неочевидная связь между интерьерами и одеждой. К примеру, представить человека в худи на фоне интерьеров конца 19 в. нельзя, он будет выглядеть чужеродным предметом, вне контекста. Большую роль всегда играла высота помещений. Сейчас люди спокойно могут жить при высоте комнат всего 2 м 40 см. Раньше низкие потолки в домах выбирали только очень бедные люди, потому что обогреть подобные помещения было значительно дешевле. В более богатых домах высота потолков свидетельствовала о состоятельности владельцев. Соответственно и двери были более высокими. Я сейчас работаю в историческом здании конца 19 в., где высота потолков около 4 м, а дверной проем — около 3 м. Как при таких масштабах обойтись без высоких причесок и роскошных широких юбок? (улыбается).

Это относится, должно быть, не только к историческому интерьеру. Красиво оформленный концертный зал, современный театр тоже требуют соответствующих туалетов. Помню представители искусства очень долго боролись за дресс-код, чтобы на спектакли, к примеру, не ходили в джинсах.
Человек должен соответствовать интерьеру, органично в него вписываться. Сейчас, конечно, всё упрощают, всё очень просто и лаконично, кажется, что человек в худи может вписаться в любое пространство. Но должна отметить: как человек влияет на появление того или другого дизайна, так и дизайн влияет на человека. К красоте вроде бы привыкаешь и люди, живущие, допустим, в Санкт-Петербурге не замечают уже великолепия окружающей их архитектуры, эта красота для них норма. Однако попадая не в столь красивую среду обитания, они подсознательно будут настроены на создание вокруг себя подобной красоты, они всеми силами будут пытаться привести мир вокруг себя к привычной норме. Так это работает.

Тема наличников в современном интерьере «под старину»
А разрушая эту норму, общество само себя лишает импульса созидания и сохранения красоты?
Несомненно. Причем этот импульс направлен не только на созидание интерьеров, архитектуры, одежды, а на все сферы деятельности человека. Поэтому ученые говорят о красивых доказательствах и формулах, хирурги о красиво проведенных операциях и т.д. Высокая планка нормы очень важна.
Слушая вас почему-то вспомнила о ресторанах. Вы замечали, что раньше, судя по фильмам и фотографиям, скатерти в дореволюционной России были длинными и платья у женщин были «в пол»? А в конце 60-х начале 70-х, когда носили мини, скатерти в кафе были очень короткими. Причем классические рестораны с длинными скатертями даже в новое время по вечерам принято было ходить в длинном платье. Такая вот интересная взаимосвязь между длиной скатерти и дамского туалета... Впрочем, мы отвлеклись. Кроме понимания красоты существуют ещё и разные стили. Чем обычно руководствуются люди, выбирая для себя то или другое направление?
По моему опыту, классические решения в интерьере, выбирают люди, готовящиеся к долгому и большому будущему. Это, как правило, семейные люди с традиционными ценностями, здоровой самооценкой, имеющие устойчивые взгляды. А, к примеру, люди, которые на вопрос: «Чего ты хочешь в жизни?», отвечают: «Да мне всё равно, не знаю» или не уверены в будущем, более комфортно чувствуют себя в стилях, которые перекликаются с интерьерными решениями отелей. Они словно пребывают в постоянном путешествии, поиске... Каждый из вариантов это не плохо и не хорошо, просто так подсознание влияет на наш выбор.

Ключница в виде окна со стилизованными резными наличниками
Тюмень - это модно!
Вам не кажется, что сохранить старину, даже в современном интерьере, гораздо проще, чем в одежде?
Не вполне согласна. У меня, к примеру, есть очаровательные вологодские кружева, а это старинные русские промыслы. Есть антикварный воротничок конца 19 в. необычайной красоты, я его ношу с лаконичным однотонным платьем и чувствую себя превосходно.
У нас сейчас большой популярностью пользуются экскурсоводы «горожанки», одетые в костюмы конца 19 начала 20 вв. Среди них есть мещанка, купчиха, жена аптекаря, супруга зажиточного жителя Бухары. Костюм помогает уловить тонкие нити таких связей, ведь мы начинаем воспринимать информацию с позиции конкретного представителя общества далекого от нас времени и сопоставляем со своим опытом жизни. Этот подход к костюму оказался заразительным и отразился на уличной моде. В Тюмени появились длинные юбки, какие-то тужурки, напоминающие по стилю начало 20 в., роскошные платки. Всё это смотрится современно и органично. Я уже не говорю про этнику: появилось очень много женских сумок под тюменские ковры с традиционным для них орнаментом. Да и сами ковры стали весьма популярны. Вы знаете, что самым дорогим свадебным платьем у нас сейчас является национальный русский костюм с кокошником? А там где костюм, там и возрождение обрядов, песен. Я была на 2-х таких свадьбах и они оставляют неизгладимое впечатление.
Этой зимой вы создали земечательную коллекцию с принтами собственных работ. Расскажите, пожалуйста, насколько сложен был процесс реализации замысла.
Сложность заключалась только в выборе способа перенесения работы на текстиль, хотелось сохранить воздушность, легкость акварели, чтобы точно передать линии, цвет. Перебирала множество вариантов и в конце концов решила довериться профессионалам в мастерской, где занимаются машинной печатью именно на ткани. Результат порадовал.


Модели из коллекции футболок с акварелями Нины Загребиной-Селивановой
А есть какие-то швейные идеи, которые бы хотелось воплотить, но по каким-то причинам не получается?
Хочется длинную клетчатую юбку с красным кружевом по подолу, и с красными ботиночками... И чтобы на кружеве был узор, заимствованный из архитектурного декора Тюмени или просто какой-то узор, который носили наши пра-пра-пра. Это было бы супер. Ещё выбираю время, чтобы сделать себе большую сумку для ноутбука с изображением нашего классического тюменского наличника.
Наличник в виде вышивки?
Нет, в виде стежки, причем ручной, чтобы где-то посильнее натяжение было, где-то послабее. Одни элементы будут более фактурными, другие — едва заметными. Это создаст иллюзию пространства и будет более походить на оригинал. И вообще, окна с наличниками могут служить превосходным декором для стеганных пальтишек, курточек. В таких изделиях, я представляю, они должны оставаться горизонтальными. К примеру на спине, и чтобы линии окна переходили дальше в прямые строчки.

Модели из коллекции футболок с акварелями Нины Загребиной-Селивановой
А для интерьера есть идеи?
Что касается дизайна. Сейчас большой популярностью пользуются шторы (по тюменски — задерги) с вышивкой ришелье, у нас такая вышивка почему-то называется набивной. Так вот, самыми ценными задергами считаются раритетные, их скупают у бабушек в старых домах. Просто приходят к такой бабушке и говорят: «Можно купить вот эту вашу шторку за 20 000 рублей?» Бабушки в шоке, конечно, но продают. Шьются под старину, безусловно, и новые шторы. В этих случаях было бы здорово отобразить в рисунке вышивки узор верхней части наших наличников.
Прямой перенос изображения архитектурного элемента на швейное изделие не всегда хорошая идея. Прежде всего из-за несоответствия масштабов образца и вышивки. Сжатый в сотни раз декор может потерять свою привлекательность, воздушность и, как следствие, требуемую эстетику. Чтобы избежать нежелательного эффекта требуется избавится от второстепенных элементов и оставить только главное и узнаваемое. Если мы имеем ввиду тюменские наличники, что в обязательном порядке следует сохранить?
Прежде всего, должны быть сохранены пропорции и в целом наличника, и деталей по отношению друг к другу.
Думаю, что не стоит зацикливаться на наличнике целиком, можно поиграться с отдельными его элементами. К примеру, у наших наличников верхняя часть похожа на форму плеч, а потому можно создать большой отложной воротник, в котором декоративные элементы передать уже доступным языком вышивки: прорезями, как в ришелье, гладью, фактурным шнуром, кому как нравится. В центре, где находится прерванная арка, может располагаться бант. Это будет очень узнаваемо.


Модели из коллекции футболок с акварелями Нины Загребиной-Селивановой
Нина, большое спасибо за вдохнавляющие работы и интересную беседу.
Спасибо и вам. Всем успехов в реализации своих идей. Было бы здорово, если бы они были связаны какой-то деталью с родным городом или поселком, в общем, с тем, что мы зовем малой родиной. Удачи!
***
Пожелание Нины лично на меня возымело свое действие и я решила поискать источники для вдохновения на её же странице в социальной сети, где размещено немало интересных фото Тюмени. Всё-таки глаз художника подмечает то, что для простого смертного остается невидимым.
Первое, что привлекло внимание — кованый элемент изгороди. Сохранила фото на компьютере, увеличила его до нужных размеров, перевела с экрана на кальку и стала «играть» с элементами. Получилось что-то напоминающее эмблему и незамысловатый, однако вполне изящный орнамент. Придумала даже как его можно было бы использовать.

Занятие оказалось увлекательным, решила не останавливаться. В этот раз пришлось немного повозиться, но этого того стоило. Назвала вырезанный из дерева узор «тюменский нарцисс». Если вышить его толстой пряжей или выложить шнуром, может получиться очень даже интересно.

Снова «тюменский нарцисс», только выложенный в форме сердца. Чтобы добиться нужной кривизны, немного вытянула и подкорректировала стебли. Но вышивать в итоге буду цветок перевернутый бутоном вниз. Мне он понравился больше всего.

Завтра хочу сама отснять в городе на телефон что-нибудь достойное стать декором. Пожелайте мне удачной охоты! И... присоединяйтесь!
Просмотров: 381
Понравилась статья? Жми лайк!
25.03.2025
Понравилась статья? Жми лайк!
Подпишитесь на интересные статьи и получайте свежие новости
Самое интересное 7 дней в неделю
0 комментариев
Читайте также
Популярные комментарии